Отражение детьми знаний и впечатлений о природе в творческой деятельности

Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитание дошкольников, Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально – творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия.

Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. Лирика природы, по выражению В.И. Лейсбона развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.

Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.

Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции способствуют отображению этих качеств и в детских пейзажных рисунках.

Влияние выразительной стороны поэтического образа на детский рисунок проявляется в педагогике ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что значительно повышает эстетические качества изображения.

Дети могут создавать творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.

Этот творческий процесс у детей протекает по-разному. Например, четырех – пятилетние дети рисуют, исходя из личного опыта непосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим изображением произведения. По мере повышения уровня восприятия художественного описания природы дошкольник начинает изображать картину уже согласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать его описанию. Дети шести лет стараются в рисунках по поэтическому произведению как можно теснее передать его содержание. Определенный запас поэтических образных представлений дает им возможность включать их в один рисунок, дополняя его образами, сложившимися во время наблюдений. При этом логическая связь между образами в рисунках не нарушается. Ребенок воспринимает целую ситуацию в произведении, в котором раскрываются не только пространственные, но и логические взаимосвязи, т.е. более глубокие зависимости: причинные, целевые, временные. [13]



Своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски зелени; могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчеркивают их различия в величине. Главный образ выделяется размерами (большими или маленькими), цветом.

Передача пространства в рисунке наиболее трудная задача для дошкольников, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости. Усвоить определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе.

Иногда ребята могут дополнять картину о растительном мире изображением животных или птиц. Дети живо передают состояние природы, время дня, года. Е.А. Флерина дала определение этому процессу: «детское изобразительное творчество мы понимаем как создательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании отражения, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства». [12]



По рисункам можно судить о том, что особо привлекло внимание ребенка, какие ошибки есть в его представлениях, чем дополнить знания о природе. [9]

Умело, руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно – эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания. [12]


otrazhenie-detmi-znanij-i-vpechatlenij-o-prirode-v-tvorcheskoj-deyatelnosti.html
otrazhenie-dvizheniya-nematerialnih-aktivov-na-schetah-buh-ucheta-i-otchetnosti.html
    PR.RU™