Отражение — проектирование — опредмечивание

Психическое отражениехарактеризуется системой функций как регулятора деятельности человека.

Во-первых, психическое отражение имеет активный характер и связано с поиском и отбором адекватных условиям среды способов действий.

Во-вторых, психическое отражение имеет опережающий характер, обеспечивает предвосхищение в деятельности и поведении человека.

В-третьих, каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное отражение, через человеческую индивидуальность, и налагает отпе­чаток своеобразия на его психическую жизнь.

В-четвертых, в процессе деятельности психическое отражение постоянно углубля­ется, совершенствуется и развивается.

Проектирование. Основная функция проектирования — упорядочивание и гармо­низация содержания отражения соответственно цели действий или деятельности чело­века. Процесс проектирования — это совокупность и последовательность умственных или психомоторных действий, в результате которых создаются образы, схемы или знако­вые системы — теории строения материальных предметов или действий машин, соору­жений, их узлов, а также собственных действий, ведущих к решению теоретических или практических задач. Таким образом, перед человеком открывается возможность конст­руировать и создавать предметы и явления из элементов известного и осознанного - в пределах потенциальной выполнимости.

Опредмечивание.Как элемент сознательной и целесообразной дея­тельности человека опредмечивание заключается в процессе преобразования и воплощения душевных че­ловеческих сил и способностей из умственной формы, образа в свойства предмета. Благо­даря этому процессу произведенный человеком предмет становится человеческим предме­том. Эта деятельность имеет три основные формы:

1} материальную: производство, физическая работа и труд, в процессе которых человек воплощает себя в предметы и явления и преобразует их;

2) психическую — производство и интерпретация содержания отражения, подбор цен­ностей, операции ума и переживания, которые выступают конструктивными элементами любого производства;

3) творение себя самого — развитие душевных и духовных потенций, а также устране­ние разных форм отчуждения.

Таким образом, значение психики в жизни и деятельности человека исключительно важно, а знание природы психических явлений и их закономерностей имеет большое зна­чение для управления психическим развитием личности и ее деятельностью.



Психическая жизнь человека проявляется:

1. В активности, существующей субъективно, внутренне.

2. В активности по отношению к внешней среде.

3. В активности, которая проявляется и воплощает отраженное и преобразованное (об­раз, мысль или чувство) во внешнее — предмет или явление.

Активность человека существует субъективно и включает в себя его отражательную деятельность — ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Активность проявляется в форме эмоционально-волевой деятельности, разнообразных чувств, пережива­ний, а также проявлений воли и волевых качеств. Важный аспект психической жизни — стремление к активности, которая выражается в потребностях, интересах, убеждениях, идеалах и т.п.

Психика и организм

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее взаимозависимости состояния здоровья, физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики и здоро­вье человека, изменении психики в связи с возрастом. Известна поговорка «старость - не радость»

Состояние здоровья.Внешние физические недостатки, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» личности и в конечном итоге затрудняют формирование меж­личностных отношений. Временные заболевания влияют на общительность и устой­чивость интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и др., связанные с повышенной возбудимостью, раздражительностью, тре­вожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияют на партнера по общению, на комму­никабельность его личности.

Психика и морфология тела человека.В истории психологии было предло­жено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Например, имеются различные типологии конституции человеческого тела, влияющие на психику. Так, известна теория, предложенная Кречмером и Шелдоном, которая, объясняя сущность темперамента, связывала его с телосложением че­ловека. Эта теория возникла в нашем столетии. Её главная идея состояла в том, что структура тела определяет темперамент, который является его функцией. В настоя­щее время эта конституциональная теория имеет не научный, а исторический харак­тер.



Гендерные различия между мужчинами и женщинами.В настоящее время подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, уста­новлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики.

Однако у женщин более ловкие руки, больше скорость восприятия, счета, памя­ти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С по­мощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было об­наружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает ос­нование предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной "женской интуиции". Женское на­чало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества.

В межличностных отношениях женский стиль направлен на уменьшение соци­альной дистанции, установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и ин­тимности. Известно, что дружеские отношения у женщин менее устойчивы, а свой­ственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов и обсужде­ние нюансов собственных взаимоотношений усложняет их. Расхождение, недопони­мание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.

У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональ­ной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание вза­имной поддержки.

Возрастные изменения.Успехи медицины, а также социально-экономическое переустройство нашего общества ведут к изменению его возраст­ного состава, растет численность лиц достигших пенсионного возраста. Хотелось бы способствовать тому, чтобы жизнь этих много проживших и переживших граждан нашей страны была более полноценной и радостной.

Дряхление пожилого человека «приоста­навливается», если он знает, что его богатый жизненный и профессиональный опыт, его мудрость необходимы для воспитания подрастающего поколения, если он привлечен к передаче молодежи полезных традиций и знаний. Нынешние пен­сионеры в молодости формировали основы современных возросших со­циокультурных норм, их руками были сделаны станки, на которых работают сейчас молодые и т. д. Не случайно в древности одним из условий благополучия страны считалось уважение к пожилым людям. В тоже время в связи со старением орга­низма у человека происходят определенные возрастные изменения, в том числе психологического характера.

Например, ранее считалось, что с возрастом у человека ухудшается память, снижается интеллект. Психологические исследования, обобщенные Хендриксами и др., говорят о том, что представления о снижении интеллекта в пожилом возрасте не имеют дос­таточных оснований. Действительно, с возрастом уменьшается скорость двига­тельных реакций, но увеличивается точность движений; ухудшается способность запоминать, но становится лучше ассоциативное мышление и т. д. Положительные приобретения интеллекта у пожилых людей во многом компенсируют его потери. Дело еще и в том, что старые люди не столько теряют умственный потенциал, сколь­ко лишаются возможности его использовать из-за отсутствия у них новых знаний, необходимых для полноценной производственной деятельности. Поэтому требуется непрерывное (перманентное) переучивание и повышение уровня знаний и умений. У пожилых людей часто не уменьшена способность к обучению, а лишь замедлен его процесс.

С возрастом существенно меняются черты характера, что связано, в ча­стности, с изменением социальной роли пожилых людей. Правы те, кто полагает, что без старшего поколения и без взаимодействия поколений невозможно нор­мальное существование общества.

К сожалению, геронтологические исследования в нашей стране многие годы были нацелены преимущественно на сохранение у престарелых людей физическо­го здоровья и недооценивались психологические, социально-психологические и социокультурные причины старения.

Возможности психики и организм человека.Нервная система и психика че­ловека обладает широким диапазоном приспособительных и продуктивных возмож­ностей в регуляции разнообразных состояний организма.

Так, например, у тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке "психического" тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в со­вершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжитель­ный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и из­бегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организ­ма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность перено­сить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку.

Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, по­крывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные по­крывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наи­большее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традици­онные увлечения наших "моржей" купаться зимой, как недоверие рассеивается.

Каждый читающий эти строки может и сам привести множество примеров по­добного рода. При этом важно, что человеку дана возможность целенаправленно и активно воздействовать на свое физическое и психическое состояние. Узловым мо­ментом, психическим толчком, дающим начало внутренним процессам, а затем и ви­димым внешним проявлениям, является воображаемый чувственный образ, который должен быть возможно более ярким и устойчивым. Используя эту эмпирически най­денную закономерность, закаленный и привыкший к холоду тибетский йог, отклю­чив внимание от реальных раздражителей и активировав в памяти чувственный об­раз ранее испытанного зноя, получает возможность произвольно расширить крове­носные сосуды, интенсифицировать обмен веществ, а следовательно, и максимально повысить теплопродукцию организма. Особенность человеческой психики в том и состоит, что она может отвлечься от реальной действительности и руководствовать­ся актуализированным образом (символом, идеей или убеждением).

Эволюция мозга человека

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало, явля­ется сложнейшим органом, который прошел длительный путь эволюции.

У людей мозг устроен значительно сложнее, чем у животных и его масса тоже боль­ше. Так, если мозг обезьяны достигает 400—500 грамм, то у человека вес мозга (в среднем) — 1400 грамм. Насколько сложны функции мозга в жизнедеятельности орга­низма, видно из того, что мозг, составляя около 2% веса тела, потребляет свыше 18% по­ступающего в организм кислорода. Чем выше уровень развития животного, тем большую часть веса тела составляет его мозг. Так, у кита он занимает по весу всего 1/20 000 часть тела, у слона —1/400, у обезьяны—1/100, а у человека— 1/46.

Особое значение в жизни организма имеет кора больших полушарий мозга. У человека сна состоит в среднем из 14 - 15 миллиардов нейронов. Наиболее важную роль выполняют лобные доли коры. Чем более развито животное, тем большую часть коры занимают лобные доли. Например, лобные доли кошки занимают 3%, человека — 29%.

Сравнивая строение и функции мозга животных и человека, мы можем задать во­прос: в чем же заключается особенность мозга человека? Действительно, человек не имеет такого острого зрения, как у орла, не умеем бегать так быстро, как гепард, не уме­ем летать, как птицы. Но крылья, зоркие глаза, быстрые ноги — это дар природы. Человеку же дано другое, гораздо большее — разум, который восполняет все, недоданное природой. Нет осо­бой зоркости, но есть бинокль, телескоп и микроскоп, нет особой резвости — есть поезда, авто­машины, мотоциклы и велосипеды, нет крыльев — есть дельтапланы, самолеты и космические корабли. Разум человека компенсирует отсутствие любых природных приспособлений, имею­щихся у других животных.

Одним из наиболее интересных показателей нервной системы человека является ее измен­чивость. В частности, это характерно для головного мозга человека. (Савельев С. В., 1998). Ус­тановлено, что головной мозг различается у мужчин и женщин, у различных рас, этнических групп и даже внутри одной семьи. Эти различия весьма устойчивы. Они сохраняются из поколе­ния в поколение и могут быть важной характеристикой изменчивости мозга человека как биоло­гического вида.

Так, вес мозга у новорожденных составляет примерно 350 г, у взрослых мужчин он равен в среднем 1400 г, а у женщин — около 1250 г. Мозг достигает максимального веса между 18 и 30 годами. Удельный вес мозга с сосудами у человека равен приблизительно 1,03.

Исследователи собрали колоссальный материал и обнаружили, что каждая раса имеет «свой» средний вес мозга: европеоидная — 1375 г, монголоидная — 1332 г, негроидная — 1244 г, австралоидная — 1185 г. Существует устойчивая весовая и анатомическая разница между мужским и женским мозгом. Вот средние показатели веса мозга характерные для Европы: мужчины — 1375 г, женщины — 1245 г.

Масса головного мозга человека непостоянна. Она меняется на протяжении всей жиз­ни. Сразу после рождения головной мозг постепенно увеличивается. У европейцев начала XX века он достигал максимальной массы к 20-летнему возрасту. Между 20 и 50 годами масса мозга остается постоянной, а после 50 лет начинает постепенно уменьшаться. Это уменьшение составляет примерно 30 г на каждые последующие десять лет жизни. Между 50 и 85—90 годами оно может составлять 100-200 г. В настоящее время наибольшая масса головного мозга у большинства европейских народов и американцев отмечается в 25 лет. Интересно, что у японцев мозг достигает максимальной массы в период от 30 до 40 лет.

Хотя объем и вес мозга имеют некоторое значение в психической жизни индивида, но особенно важна структура мозга. Поэтому по весу мозга еще нельзя, например, судить об умственных способностях человека. Мозг некоторых выдающихся людей был значительно больше среднего веса. Так, у И. С. Тургенева он весил 2120 г, у И. П. Павлова—1653 г), а у других талантливых людей - меньше (например, у писателя Анатоля Франса мозг весил всего 1170 г).

Мозг человека прошел длительный путь эволюции и в настоящее время психологиче­ской науке известно:

Ø Человеческий организм является в высшей степени самоорганизующийся и саморегу­лирующейся системой.

Ø Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластич­ность, состоящую в умении приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным ус­ловиям существования,

Ø Благодаря высочайшей пластичности мозга истинные возможности психики, ее ре­зервы в саморегуляции организма и состояний тела огромны.

Начиная от простейшей физиологической раздражимости, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу человека с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись мно­гочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психиче­ское отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъектив­ного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий.

По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной гибели организма, и позитивные, ко­гда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая сегодня называется эмоциями. Эмоция это уже не только физиологическое отражение (оно в ней непременно имеется), это уже переживание, т.е. субъективное явление.

В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу че­ловека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как "субъективный образ объективного мира".

Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами. Появляется и оперирование этими понятиями, т.е. появляется мышление.

Условно сравнивая мозг человека с достижения научно-технического прогресса можно отметить следующее. По современным данным мозг человека представляет со­бой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей ин­формации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает ко­манды и контролирует их выполнение.

Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы от­ражения объективного мира - человеческого восприятия, чувств, памяти и воли. Ученые давно стремятся к разгадке мозга — этого удивительного феномена приро­ды. В России существует Институт мозга, который был создан В.М.Бехтеревым. В США 90-е гг. были объявлены десятилетием мозга. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена и в настоящее время продолжаются обширные исследования по его изучению.

ЛЕКЦИЯ 4


otrazheniya-hozyajstvennih-operacij-na-schetah-ucheta.html
otrazili-vozmeshenie-posobij-za-periodi-do-2017-goda.html
    PR.RU™