Отредактируйте библиографическое описание следующих ис- точников.

1. От телефона к телефаксу. Тимофеева Г. Г. // Русский язык в школе, 1990, № 5, с. 90–91.

2. Горбачевич К. С. Дано ли нам предугадать?.. (О будущем русского языка) // Русистика. – 1990. – № 2. – С. 70–80.

3. Д. Э. Розенталь. Культура речи. М.: Наука, 1964 год.

4. Тезисы доклада В. Н. Цоллер «Эмотивные, оценочные и экс- прессивные компоненты в структуре лексического значения», опуб- ликованные в сборнике тезисов VI международной конференции

«Семантика языковых единиц» в Москве в 1998 году, во 2 томе на стр. 223–225.

Определите метод логической организации научного текста.

Слово – устное и особенно письменное – играет исключи- тельную роль в межгосударственных отношениях, а следова- тельно, и во всей дипломатической деятельности. Еще Демосфен в речи «О преступном посольстве» говорил, что послы не имеют в своем распоряжении ни боевых кораблей, ни тяжелой пехоты, ни крепостей, их оружие – слова и благоприятные возможности. Ко- гда проводятся важные переговоры, эти возможности мимолетны. Если они упущены, то упущены навсегда. Посол, который медлит


и не дает возможности воспользоваться удобным стечением об- стоятельств, не просто упускает благоприятные возможности, а теряет власть над событиями.

Как видно из этих высказываний древнегреческого оратора, уже в античном мире отдавали себе отчет в том, что слово в ди- пломатии «не пустой звук», а сгусток воли государства, дающий или, наоборот, отнимающий власть над ходом событий. Как же должно быть взвешено, рассчитано на всевозможные реакции та- кое слово, прежде чем оно написано или произнесено!

Определите, какой из подстилей научного стиля речи использован в данных отрывках. Какие специфические черты научного стиля изложения вы заметили?

А) Людям всегда было тесно. Даже когда они ещѐ не были людьми. Именно из-за тесноты они в незапамятные времена поки- нули от природы назначенную им экологическую нишу – кроны деревьев – и отправились прогуляться в прерию. Здесь, на безлес- ных пространствах, их никто не принял с невыразимым восторгом: в том гигантском здании, которое построила природа, никогда не было свободных квартир. Чтобы получить новое жилое помеще- ние, прачеловек вынужден был отказаться от привычки бегать на четвереньках, стать всеядным и взять в руки палку. Дальше пошло совсем гладко, и через 1–2 миллиона лет Ноmо sарiens понавыду- мывал массу приспособлений для охоты, рыбной ловли и собира- ния плодов. Он стал владыкой дикой природы.

Б) Многозадачные операционные системы позволяют загру- жать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной про- граммы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени мо- жет быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием об- служивания каждая задача получает доступ к центральному про- цессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания.




Практическое занятие № 9

Тема «Публицистический стиль. Культура публичного выступления»

Время: 2 часа.

Цель:научить студентов составлять и анализировать тексты публицистического стиля.

Студент должен знать понятие публицистический стиль (под- стиль); характерные языковые конструкции; уметь анализировать текст с точки зрения соблюдения языковых норм.

План занятия

1. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

2. Особенности устной публичной речи.

3. Оратор и его аудитория.

4. Основные виды аргументов.

5. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

6. Основные приемы поиска материала и виды вспомогатель- ных материалов.

7. Словесное оформление публичного выступления. Понят- ность, информативность и выразительность публичной речи.

Основные сведения по теме

Публицистический стиль представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др. Поэтому основным признаком, доминан- той публицистического стиля является социальная оценочность.



В целом публицистическому стилю присуще постоянное чере- дование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрес- сивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения. Например, метафоры холодная война, железный зана- вес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.

Для информационных жанров (информационная заметка, ре- портаж, интервью, официальное сообщение, информация, обзор печати, отчет о работе парламента, правительства) характерна объективность в изложении информации.

Целью аналитических жанров (проблемная статья, интервью – беседа о проблеме) является анализ журналистом социально зна-


чимой, актуальной проблемы, сложившегося положения дел, со- бытия с точки зрения автора.

Художественно-публицистические (очерк, фельетон, портрет- ное интервью, рассказ) жанры дают читателю возможность вос- принимать проблему в образной форме, речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразитель- ные приемы, речь индивидуализирована (табл. 10).

Таблица 10


otritogo-vserossijskogo-turnira-po-kiokusinkaj.html
otrivki-iz-glavi-pochemu-bolsheviki-vzyali-verh-pervogo-toma-knigi-rossiya-na-perelome-parizh-1927.html
    PR.RU™